Как известно, асфальтобетон состоит из разных компонентов — щебня, песка, минерального порошка, битума и, при необходимости, добавок.
В качестве последних выступают различные виды химических соединений, но одними из наиболее популярных в дорожно-строительной отрасли являются присадки, увеличивающие адгезию — то есть сцепление — между вяжущим и минеральными материалами.
Виды адгезионных добавок:
Адгезионные добавки фирмы «Селена» представляют собой поверхностно-активные вещества (ПАВ), добавляемые в битум перед процессом смешивания компонентов асфальтобетонной смеси, в количестве 0,2‒1,5% от массы вяжущего. Такой подход позволяет увеличить подвижность битума, а также обеспечить прочную связь с минеральными компонентами асфальта — сначала в готовой смеси, а позже — в уплотненном слое дорожного полотна.
Адгезия битума с инертными материалами, особенно в весенний и осенний периоды, когда на поверхности дороги образуется огромное количество воды, напрямую влияет на водостойкость асфальта. Слабая связь между вяжущим и каменным материалом способствует проникновению воды между ними, что приводит к дальнейшему отслаиванию битума от щебня, а значит — постепенному разрушению асфальтобетона.
По свой природе битум имеет низкую полярность. При этом нефтепродукты, используемые в дорожно-строительной сфере, получают методом окисления, что ведет к тенденции приобретения ими незначительного количества отрицательных зарядов.
Это, в свою очередь, объясняет слабую адгезию битума с кислыми горными породами, например гранитами, — одинаковые заряды препятствуют установлению связи на границе разнородных материалов.
При контакте битума с минеральным материалом молекулы поверхностно-активных веществ ориентируются полярной группой к каменной частице, а радикалом — к вяжущему.
Таким образом, происходит взаимодействие электрических зарядов противоположенного знака, и молекулы ПАВ начинают концентрироваться на межфазной поверхности. Простыми словами — адгезионные добавки являются прочным «мостом» между битумом и минералогическим составом материала.
В зависимости от используемых в производстве асфальтобетонной смеси горных пород, предприятия дорожно-строительной отрасли приобретают те или иные виды адгезионных добавок.
Адгезионные добавки бывают:
катионными, в основном применяемые при производстве асфальта из кислых горных пород, содержащих более 63% кремнезема SiO2;
анионными, добавляемые в битум при создании асфальта из основных горных пород, содержащих от 45 до 52% кремнезема SiO2;
амфотерными, содержащими анионные и катионные функциональные группы.
Наиболее популярным видом адгезионных добавок являются катионные, основой для которых служат амидоамины, имидазолины, аминосоединения и их соли, а также различные кислоты. Так, ПАВ может представлять собой продукт конденсации полиаминов и высших жирных кислот; соединение растительных фосфатидов, жирных кислот и полиэтиленполиаминов; композицию ненасыщенных и жирных кислот с полиалкилполиаминовыми соединениями.
Очевидно, что при добавлении ПАВ в состав битума, полученный в результате материал должен отвечать требованиям национальных стандартов к вяжущему.
К примеру, при производстве асфальта по ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов.
Технические условия» — документам ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия», ГОСТ 11955-82 «Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия», ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний».
При производстве «Евроасфальта» по ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон.
Технические условия» — документам ГОСТ 33133-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования» и ГОСТ 58401.18 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения водостойкости и адгезионных свойств».
При использовании адгезионных добавок в производстве полимерасфальтобетона на основе блок-сополимеров типа СБС, полученное вяжущее должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52056-2003 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия».
Как адгезионные добавки влияют на дорожное полотно. Адгезионные добавки, изменяя физико-химические свойства битума, положительно сказываются на сроке службы дорожного полотна.
Асфальтобетон, созданный с ПАВ-присадками, характеризуется повышенной:
— прочностью;
— сдвигоустойчивостью;
— водостойкостью;
— трещиностойкостью;
— коррозийной стойкостью;
— стойкостью к колееобразованию;
— морозостойкостью;
— стойкостью к старению.
Более того, некоторые адгезионные добавки не только повышают сцепление вяжущего и каменного материала, но и снижают температуру производства асфальтобетонной смеси, — это позволяет уменьшить расходы организации на топливо для горелки сушильного барабана, а также увеличить дальность транспортировки готовой продукции.
Основные производители адгезионных добавок в России. В нашей стране реализуют огромное количество адгезионных добавок, как отечественных, так и зарубежных производителей.
Среди добавок, многие из которых находятся в Реестре новых и наилучших технологий, созданном РОСДОРНИИ, можно выделить: Vitador, ДАД, АМДОР, Адгезол, Cecabase, Азол, Evotherm, Дорос, STARDOPE, АФК, Эфрил.
Произведенные на предприятиях адгезионные добавки заливают в полиэтиленовые кубовые емкости, полиэтиленовые или стальные бочки, после чего транспортируют в закрытых транспортных средствах заказчику.
Плюсы адгезионных добавок очевидны. Они позволяют снизить температуру производства асфальта, увеличить логистическое плечо доставки готовой продукции, улучшить сцепление вяжущего и минеральных материалов, замедлить старение битума, понизить водонасыщение и повысить водостойкость асфальтобетона, значительно сэкономить средства дорожно-строительной организации.
Если ваше предприятие планирует использовать адгезионные добавки в производстве асфальтобетонной смеси и вам нужен агрегат для подачи ПАВ в битум, то обратите внимание на высокотехнологичную установку адгезионных добавок ZSTR от компании NFLG.